Адрес299043, Город Севастополь, Балаклавский район, Балаклава, Коммунаров, 2

Контакты
Loading...

Программа развития

Программа развития - это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы, являющийся основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса его развития.

Основные задачи Программы развития школы.

Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня её развития.

Решение этой задачи предполагает:

  • анализ образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
  • соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для её развития;
  • анализ и оценку достижений и проблем школы.

Все перечисленное находит своё отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.

2. Описание образа желаемого будущего состояния школы, её организационной структуры и особенностей функционирования.

Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.

3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода.

Решение этой задачи отражается в разделе программы "Стратегия и тактика перехода в новое состояние".

Структура Программы развития.

Традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях говорят в пользу такой структуры программы как документа, в которой представлены:

Информационная справка о школе представляет собой информационный текст. В содержании справки рекомендуется:

  • Указать наименование и статус школы сегодня (для школ, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития школы) этапы истории школы;
  • Дать краткую вводную характеристику социального окружения школы и описать характер его влияния на образовательное учреждение;
  • Коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе;
  • Указать важнейшие объемные данные школы (количество учащихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий);
  • Дать характеристику контингента учащихся;
  • Охарактеризовать педагогический персонал школы: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по Единой тарифной сетке, наличия учителей, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в школе преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);
  • Дать характеристику действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов;
  • Описать подходы к диагностике результатов образовательного процесса;
  • Охарактеризовать состояние школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно-материальной базы школы;
  • Дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы школы;
  • Коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;
  • Дать информацию об основных результатах образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в школе.
  • По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.

Блок аналитического и прогностического обоснования Программы:

  • Итоги анализа состояния и прогнозирования тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа;
  • Итоги анализа состояния и прогноза тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды;
  • Итоги анализа состояния и прогноза тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа;
  • Итоги анализа и оценки достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествовавших нынешнему инновационному циклу развития;
  • Анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;
  • Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям;
  • Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ключевые проблемы школы и их причины.

Концепция (концептуальный проект желаемого будущего состояния школы как системы):

  • Система ценностей школы, ее кредо, школьная философия, принципы жизнедеятельности образовательного учреждения, утверждаемые и воплощаемые в жизнь в ходе преобразований;
  • Описание миссии конкретной школы, ее главных функций по отношению к учащимся и их развитию, по отношению к социуму (в частности - к муниципальной образовательной системе), по отношению к собственному персоналу;
  • Описание моделей выпускников школы (в связи с созданием в школе ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве) - моделей качества образования;
  • Описание суммарных "выходов" жизнедеятельности обновленной школы - количественных показателей ее результатов;
  • Описание социальных вкладов, итогов, эффектов и последствий жизнедеятельности обновленной школы (включая изменение социального, престижа. авторитета, имиджа, репутации, рейтинга в муниципальной образовательной системе, в муниципальном образовании и за их пределами);
  • Концепция общего качества школы и образующих его важнейших системных свойств (качеств) школы;
  • Концепция качества школьной жизни участников образовательного процесса;
  • Отнесение школы к той или иной разновидности образовательных учреждений, исходя из ее миссии и моделей выпускника;
  • Концепция новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств, направленности образовательного процесса и среды, подходы к содержанию, технологии, структуры и организации образования в обучении и внеучебной воспитательной работе;
  • Концепция школьного сообщества (коллектива), его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе;
  • Концепция ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы (контингент, инфраструктура, кадры, информация, концептуальные, программно-методические, материально-технические, нормативно-правовые ресурсы и др.), и систем ресурсообеспечивающей деятельности (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.);
  • Концепция внешних связей обновленной школы, ее активности во взаимодействии с социальным окружением и социального партнерства с ее участием;
  • Концепция новой управляющей системы школы, включающая характеристику ключевых свойств (типа, характера) управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и организационной структуры управления.

Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние (программа реализации Концепции):

  • Стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;
  • Описание конкретных целей школы на первых этапах цикла развития;
  • Конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития школы.

Как документ Программа развития школы может быть определена как главный стратегический управленческий документ школы, вставшей на позиции стратегического, программно-целевого управления и делающей конкретный шаг в своем инновационном развитии; как план осуществления важнейших нововведений во всех нуждающихся в изменениях ключевых областях жизнедеятельности школы.

Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:

  1. Что мы хотим изменить? Что не устраивает в получаемых образовательных результатах учащихся? (Цель).
  2. Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? (Ключевая проектная идея).
  3. Что для этого у нас есть и что потребуется? (SWOT-анализ сильных и слабых сторон- наличных и отсутствующих ресурсов).
  4. Как мы это будем изменять? Что будем делать? (Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план).
  5. Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? (Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса).
  6. Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? (Риски и мероприятия по их минимизации).
  7. Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? (Финансовый план).

Программа развития должна

    • Являться продуктом творчества всего школьного сообщества при обязательном активном участии органов государственно-общественного управления школой и желательном участии местного сообщества;
    • Иметь в своей основе образ школы как особой (образовательной) социальной организации и открытой системы;
    • Иметь специфическую концептуальную базу, которую в современных условиях образуют стратегический, проектный, инновационный менеджмент, менеджмент качества, программно-целевое управление и специфические инструменты анализа и планирования;
    • Иметь ярко выраженную стратегическую направленность при преимущественной реализации стратегии системных, охватывающих школу как целое, изменений (внимание к изменениям и запросам внешней среды, потребителей образовательных услуг, ориентация на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, гибкость, изучение лучшего опыта, выбор ясных приоритетов, выработка и реализация стратегий как принципиальных подходов к достижению приоритетных целей и т.п.);
    • Иметь ярко выраженную инновационную направленность (в программе развития не нужно пересказывать всё то, что есть в текущих планах работы; необходимо ставить явный акцент на обосновании необходимости новшеств, на новом образе школы, на стратегии и тактике движения к этому новому образу через нововведения);
    • Иметь системную направленность, то есть говорить о развитии школы как целостной системы, а не о решении отдельных, хотя и острых локальных проблем в школе;
    • Иметь прогностическую направленность (ставить задачи не от достигнутого, а от завтрашних прогнозируемых потребностей и возможностей);
    • Иметь специфическое предназначение как особого плана, предполагающее:

а) фиксацию нынешнего уровня развития школы, с выделением состояния, достижений и проблем с их причинами;
б) определение желаемого будущего состояния школы, то есть фактически развернутое описание целей развития школы в период действия программы;
в) определение стратегии и тактики перехода школы в новое качественное состояние.

Программа развития

16.04.2019