Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №33"

Адрес299043, Российская Федерация, Город Севастополь, Балаклавский район, Балаклава, Коммунаров, 2

Контакты администрации +7(8692)63-60-33 shkola33sv18@mail.ru

Программа развития

Программа развития - это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы, являющийся основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса его развития.

Основные задачи Программы развития школы.

Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня её развития.

Решение этой задачи предполагает:

  • анализ образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
  • соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для её развития;
  • анализ и оценку достижений и проблем школы.

Все перечисленное находит своё отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.

2. Описание образа желаемого будущего состояния школы, её организационной структуры и особенностей функционирования.

Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.

3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода.

Решение этой задачи отражается в разделе программы "Стратегия и тактика перехода в новое состояние".

Структура Программы развития.

Традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях говорят в пользу такой структуры программы как документа, в которой представлены:

Информационная справка о школе представляет собой информационный текст. В содержании справки рекомендуется:

  • Указать наименование и статус школы сегодня (для школ, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития школы) этапы истории школы;
  • Дать краткую вводную характеристику социального окружения школы и описать характер его влияния на образовательное учреждение;
  • Коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе;
  • Указать важнейшие объемные данные школы (количество учащихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий);
  • Дать характеристику контингента учащихся;
  • Охарактеризовать педагогический персонал школы: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по Единой тарифной сетке, наличия учителей, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в школе преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);
  • Дать характеристику действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов;
  • Описать подходы к диагностике результатов образовательного процесса;
  • Охарактеризовать состояние школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно-материальной базы школы;
  • Дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы школы;
  • Коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;
  • Дать информацию об основных результатах образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в школе.
  • По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.

Блок аналитического и прогностического обоснования Программы:

  • Итоги анализа состояния и прогнозирования тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа;
  • Итоги анализа состояния и прогноза тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды;
  • Итоги анализа состояния и прогноза тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа;
  • Итоги анализа и оценки достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествовавших нынешнему инновационному циклу развития;
  • Анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;
  • Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям;
  • Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ключевые проблемы школы и их причины.

Концепция (концептуальный проект желаемого будущего состояния школы как системы):

  • Система ценностей школы, ее кредо, школьная философия, принципы жизнедеятельности образовательного учреждения, утверждаемые и воплощаемые в жизнь в ходе преобразований;
  • Описание миссии конкретной школы, ее главных функций по отношению к учащимся и их развитию, по отношению к социуму (в частности - к муниципальной образовательной системе), по отношению к собственному персоналу;
  • Описание моделей выпускников школы (в связи с созданием в школе ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве) - моделей качества образования;
  • Описание суммарных "выходов" жизнедеятельности обновленной школы - количественных показателей ее результатов;
  • Описание социальных вкладов, итогов, эффектов и последствий жизнедеятельности обновленной школы (включая изменение социального, престижа. авторитета, имиджа, репутации, рейтинга в муниципальной образовательной системе, в муниципальном образовании и за их пределами);
  • Концепция общего качества школы и образующих его важнейших системных свойств (качеств) школы;
  • Концепция качества школьной жизни участников образовательного процесса;
  • Отнесение школы к той или иной разновидности образовательных учреждений, исходя из ее миссии и моделей выпускника;
  • Концепция новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств, направленности образовательного процесса и среды, подходы к содержанию, технологии, структуры и организации образования в обучении и внеучебной воспитательной работе;
  • Концепция школьного сообщества (коллектива), его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе;
  • Концепция ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы (контингент, инфраструктура, кадры, информация, концептуальные, программно-методические, материально-технические, нормативно-правовые ресурсы и др.), и систем ресурсообеспечивающей деятельности (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.);
  • Концепция внешних связей обновленной школы, ее активности во взаимодействии с социальным окружением и социального партнерства с ее участием;
  • Концепция новой управляющей системы школы, включающая характеристику ключевых свойств (типа, характера) управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и организационной структуры управления.

Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние (программа реализации Концепции):

  • Стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;
  • Описание конкретных целей школы на первых этапах цикла развития;
  • Конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития школы.

Как документ Программа развития школы может быть определена как главный стратегический управленческий документ школы, вставшей на позиции стратегического, программно-целевого управления и делающей конкретный шаг в своем инновационном развитии; как план осуществления важнейших нововведений во всех нуждающихся в изменениях ключевых областях жизнедеятельности школы.

Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:

  1. Что мы хотим изменить? Что не устраивает в получаемых образовательных результатах учащихся? (Цель).
  2. Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? (Ключевая проектная идея).
  3. Что для этого у нас есть и что потребуется? (SWOT-анализ сильных и слабых сторон- наличных и отсутствующих ресурсов).
  4. Как мы это будем изменять? Что будем делать? (Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план).
  5. Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? (Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса).
  6. Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? (Риски и мероприятия по их минимизации).
  7. Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? (Финансовый план).

Программа развития должна

    • Являться продуктом творчества всего школьного сообщества при обязательном активном участии органов государственно-общественного управления школой и желательном участии местного сообщества;
    • Иметь в своей основе образ школы как особой (образовательной) социальной организации и открытой системы;
    • Иметь специфическую концептуальную базу, которую в современных условиях образуют стратегический, проектный, инновационный менеджмент, менеджмент качества, программно-целевое управление и специфические инструменты анализа и планирования;
    • Иметь ярко выраженную стратегическую направленность при преимущественной реализации стратегии системных, охватывающих школу как целое, изменений (внимание к изменениям и запросам внешней среды, потребителей образовательных услуг, ориентация на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, гибкость, изучение лучшего опыта, выбор ясных приоритетов, выработка и реализация стратегий как принципиальных подходов к достижению приоритетных целей и т.п.);
    • Иметь ярко выраженную инновационную направленность (в программе развития не нужно пересказывать всё то, что есть в текущих планах работы; необходимо ставить явный акцент на обосновании необходимости новшеств, на новом образе школы, на стратегии и тактике движения к этому новому образу через нововведения);
    • Иметь системную направленность, то есть говорить о развитии школы как целостной системы, а не о решении отдельных, хотя и острых локальных проблем в школе;
    • Иметь прогностическую направленность (ставить задачи не от достигнутого, а от завтрашних прогнозируемых потребностей и возможностей);
    • Иметь специфическое предназначение как особого плана, предполагающее:

а) фиксацию нынешнего уровня развития школы, с выделением состояния, достижений и проблем с их причинами;
б) определение желаемого будущего состояния школы, то есть фактически развернутое описание целей развития школы в период действия программы;
в) определение стратегии и тактики перехода школы в новое качественное состояние.

Программа развития

16 апреля 2019

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie